05 февраля 2014

Крах «Инвестбанка» при Сергее Мастюгине привел к социальному кризису в Калининградской области

Закрытие ЗАО АКБ «Инвестбанк» спровоцировало серьезную дестабилизацию общественно–политической ситуации в одном из важнейших регионов СЗФО - Калининградской области, пишет петербургский интернет-журнал «Шум».

Инвестбанк, входящий в «топ-100», лишился своей лицензии 13 декабря 2013 года по решению Центробанка вместе с рядом другимх банков, заподозренных в недобросовестности. Как посчитали в ЦБ РФ, Инвестбанк сдавал регулятору недостоверную отчетность и не смог сформировать достаточные денежные потоки.

По данным администрации Калининградской области, клиентами регионального филиала Инвестбанка являлись более 40 тысяч физических лиц. Среди них и старики, которым не посчастливилось увидеть свои пенсии, моряки, не дождавшиеся жалования, простые рабочие, зарплата которым начислялась на карты банка. Обманутые вкладчики штурмовали офисы Инвестбанка, били стекла, выламывали двери. У осажденных офисов выстраивались многотысячные очереди. Люди требовали назад свои кровные.

Сейчас около 76,5% вкладов возвращено в рамках программы страхового возмещения для лиц, чьи вклады не превышают сумму в 700 тысяч рублей. Однако 6 миллиардов рублей представляли собой вклады юридических лиц и людей, чьи суммы на счету превышают «страховой порог». Это значит, что с возвратом этих денег будут серьезные проблемы.

Кстати, около 1,6 тысячи клиентов Инвестбанка получили отказ в возмещении вкладов. Эти клиенты были замечены в подозрительном дроблении вкладов незадолго до отзыва лицензии. То есть они дробили свой счет на несколько мелких счетов, чтобы попасть под страховой случай. Но получается, что кто-то их заранее предупредил о прекращении деятельности банка, а, значит, и сам «Инвест» прекрасно знал, что дни его сочтены.

Тогда совершенно непонятно звучат калининградского губернатора Николая Цуканова, который накануне отзыва лицензии заявил, что у ЦБ РФ нет никаких претензий к Инветбанку. При этом ссылка на слова Цуканова была приведена на сайте банка в официальном «разъяснении АКБ "Инвестбанк" (ОАО) по ситуации в городе Калининграде» 12 декабря – то есть ровно за день до того, как лицензия была отозвана.

В упомянутом документе говорилось: «Из-за необоснованной паники вкладчиков, которая была вызвана неверной интерпретацией сообщений в СМИ и на форумах, в офисах Инвестбанка в г. Калининграде возникли сложности с удовлетворением обращений всех вкладчиков на досрочный возврат вкладов… Мы подчеркиваем, что на сегодняшний день офисы в других городах присутствия работают, операции там проводятся, паники вкладчиков не наблюдается. Как уже заявили представители местной администрации со ссылкой на ЦБ, у Инвестбанка не отзывают лицензию».

То есть за день до прекращения работы Инвестбанка губернатор Цуканов заверял общественность, что можно спать спокойно! Это что? Полное незнание ситуации или же намеренное введение граждан в заблуждение? Впрочем, неважно. В любом случае, сделав подобное заявление, глава региона не только нанес удар по собственной репутации, но и бросил тень на репутацию президента РФ Владимира Путина, который назначил его на губернаторский пост.

То, что калининградские вкладчики поверили Цуканову, неудивительно. Прежние владельцы банка очень заботились об имидже своего детища. В итоге «Инвестбанк» пользовался в Янтарном крае таким доверием, что примерно 80% всех жителей области хранили свои зарплаты на его картах. И, стоит признать, бывшие владельцы вполне оправдывали доверие земляков. Этим и воспользовался новый хозяин Инвестбанка Сергей Мастюгин. Репутация банка – безупречное прикрытие для тиражирования дутых инвестпроектов.

Один из таких мыльных пузырей - одиозный проект с постройкой причала для маломощных судов, которые по идее областной администрации должны были организовать бесперебойную связь с «большой землей». Действительно, Калининград – единственный субъект РФ, полностью отгороженный от нее сопредельными государствами. Добраться до него самолетом или железной дорогой можно если эти самые государства держат воздушные и сухопутные коридоры открытыми.

Другой вопрос море – оно ничейное. И тут можно запустить такую систему «морских такси», которые будут бесперебойно доставлять пассажиров в Калининград и обратно. Вот и появились в планах областного правительства идеи построить 6 яхтенных марин и 10 гаваней во внутренних водных путях. Деньги под это взялся предоставить «Инвестбанк». А дальше начались показательные выступления. Регаты и праздники, награждение яхтсменов из рук самого Мастюгина. В итоге никаких марин построено не было, инвестирование стройки оказалось пшиком, Инвестбанк снова не оправдал доверия калининградцев.

При этом областная администрация положила на счета мастюгинского банка 6 миллионов рублей, инвестированных в проект «Сердце города», а так же деньги муниципалитетов и органов госвласти – около 150 миллионов. Самое же забавное - точная сумма бюджетных средств, зависших на счетах Инвестбанка, властям не известна. Что государственные деньги делали в частном банке –тема отдельного разговора.

Помимо державных проектов, из-за краха Инвестбанка в Калининградской области рухнул и частный бизнес. По словам губернатора Цуканова, на счетах в банке находилось примерно 1,7 миллиардов рублей от малых и средних предпринимателей.

По данным члена совета директоров Балтийского делового клуба Юрия Дергачева, своих денег полностью лишилась пятая часть всех торговых точек области: «Это довольно ощутимый удар, — отметил Дергачев, — люди оказались без средств в суммах по 200-250 тыс. руб. Для палаточников это жизненные деньги, которые взять им негде».

В результате отзыва лицензии в Калининградской области пострадала примерно 1 тысяча предприятий. В очереди на выдачу страхового возмещения бизнесмены стоят последними. В итоге страдают те же простые работники этих предприятий, которые не получают свои зарплаты, поскольку денег все нет, и не скоро они будут.

http://vestiural.com/news/20140205/08078.html